Что такое амортизация при лизинге

К сожалению, не все фирмы могут похвастаться большим финансовым запасом на необходимое оборудование, технику или машины для персонала. Поэтому возникает необходимость заключения договора лизинга. Но после успешной сделки в бухгалтерии компании, оформившей финансовую аренду, начинается большая работа.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

(Москва)

(Санкт-Петербург)

(Регионы)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Определение

Рассмотрим для начала несколько основных определений, которые помогут разобраться в дальнейшем.

Что такое лизинг? Это вид финансовой аренды, при которой происходит передача имущества в долгосрочное пользование от лизинговой компании конечному пользователю с последующим правом выкупа или возврата.

В основе своей в сделке должны принимать участие несколько сторон. А именно: поставщик товара, покупатель (лизингодатель), конечный пользователь (лизингополучатель) и страховая компания.

В лизинге есть понятие «амортизация», рассмотрим его. Это уменьшение цены имущества, которое облагается налогом.

С учетом п.1 ст.256 НК РФ, амортизируемым товаром в лизинге может признаваться:

  • Любой товар;
  • Результат мыслительной деятельности;
  • Другие объекты, признаваемые интеллектуальной собственностью.

При этом данные предметы должны находиться у налогоплательщика в имущественном владении и приносить прибыль.

Классификация

Больших делений на группы в понятии амортизации нет. В основном должен быть решен вопрос при заключении сделки, кто поставит на учет предмет лизинга: лизинговая компания или конечный пользователь. Данный вопрос должен быть прописан в документах сделки.

Имущество на балансе у лизинговой компании

По основному документу лизинговая компания покупает заявленный товар у поставляющей организации для конечного пользователя. Для этого составляется договор купли-продажи. Это условие является необходимым для реализации дальнейшей сделки лизинга. Сделка по приобретению товара должна быть отражена в бухгалтерских документах лизинговой компании.

Работник бухгалтерии должен сформировать первоначальную цену на счете 08 (Инвестирование во внеоборотные фонды), а затем перевести на баланс по счету 03 (Доходные инвестирования в материальные ценности).

При этом НДС от полной цены поставленного товара лизинговая компания может принять к вычету. После того как все работы по учитыванию купленного товара будут отображены, его можно передавать конечному пользователю.

Имущество на балансе конечного пользователя

Данная разновидность считается самой распространенной. Так как лизинг это своего рода финансовая аренда, то и бухгалтерия конечного пользователя отображает полученный товар как при стандартной аренде. При этом предмет по сделке должен быть указан по той цене, которая указана в лизинговом договоре.

Находясь на балансе лизингополучателя, имущество не считается предметом обложения налогом. Все потому, что до полного выкупа товара его собственником остается лизинговая компания.

Видео: Как экономить

Учет

Учет имущества и амортизация при лизинге зависят от того, на ком числится взятый товар. Поэтому рассмотрим, как происходит учет у лизинговой компании и конечного пользователя.

Учет у лизинговой организации

Объект сделки бухгалтер отображает по стоимости, указанной в договоре лизинга.

Если товар находится на балансе лизинговой компании, то в бухгалтерских проводках конечного пользователя это выглядит так:

  • Дебет 001: приобретен товар в лизинг;
  • Кредит 001: товар по финансовой аренде возвращен после окончания лизингового договора.

При этом амортизацию начисляет лизинговая компания, потому что имущество учитывается данной организацией.

Если же имущество находится на балансе конечного пользователя, то бухгалтер организации ориентируется на следующие счета:

  • Дебет 08, Субсчет «Товар, полученный в лизинг»;
  • Кредит 76, Субсчет «Арендные договоренности»;
  • Дебет 08, Кредит 60 (69, 70, 76 и др.)

При этом стоимость имущества складывается из той стоимости, которая указана в договоре лизинга и затрат, понесенных на доведение полученного товара до пригодного к использованию.

Так как амортизация при лизинге начисляется тем, у кого имущество на балансе, то при втором варианте конечный пользователь амортизирует имущество в бухучете.

Начислить ее можно с того месяца, который следует за месяцем учета объекта на счете 01 (Основные средства). В данном случае срок полезного применения товара можно приравнять к периоду действия договора лизинга.

Но в тоже время, если происходит такое совпадение, то может получиться расхождение в налоговом учете. Поэтому бухгалтеру лучше применять период полезного действия, принятого в НК.

В документации бухгалтера амортизация должна выглядеть следующим образом:

  • Дебет 20, кредит 02-9: начисление амортизации по имуществу, взятому в лизинг;
  • Дебет 76, Субсчет «Арендные договоренности», Кредит 76, Субсчет «Задолженность по лизинговым платежам»: начисление лизинговых платежей за отчетный период.

Учет у лизингодателя

Здесь также учет будет зависеть от того, на чьем балансе числится имущество.

Если товар на балансе у лизинговой компании, то бухгалтерская проводка выглядит так:

  • Дебет 03, субсчет «Товар, переданный в финансовую аренду», Кредит 03, Субсчет «Товар, предназначенный для передачи в лизинг»: передача товара в лизинг конечному пользователю.

Начисление амортизации идет по общим правилам.

Если же товар значится на балансе у конечного пользователя, то тут могут возникнуть трудности, потому как законодательно этот вопрос еще не решен. Не корректным будет использование счетов учета финансовых результатов, так как нет перехода права собственности.

Бухгалтеру организации, которая отдает товар в лизинг, можно сделать следующую проводку:

  • Дебет 76, Кредит 03: передача лизингового имущества на баланс конечного пользователя (стоимость товара отражается по первоначальной цене).

Одновременно с этим заносится такая проводка:

  • Дебет 011: отображение на забалансовом счете цены товара;
  • Дебет 20, Кредит 76: отображение расходов в той части цены товара, которая включена в платеж по лизинговому договору на данный момент.

Амортизация в данном случае не начисляется.

Ускоренная амортизация

Ускоренная амортизация при лизинге считается основным преимуществом лизингового финансирования.

В чем ее положительные стороны:

  • Понижение налоговой базы на товар, полученный в лизинг;
  • Сокращение налога на прибыль за время действования лизингового договора;
  • Возможность выкупа товара по остаточной цене после окончания лизингового договора.

Согласно закона о лизинге и НК РФ, та компания, которая держит на балансе предмет лизинга, имеет право употреблять в отношении имущества ускоренную амортизация, коэффициент которой не превышает трех.

Применяя коэффициент ускоренной амортизации действующая норма должна быть умножена на повышающий коэффициент. При этом данное значение может быть как целым, так и дробным числом.

Как рассчитать ускоренную амортизацию товара, взятого в лизинг?

Нужно:

Норму амортизации, рассчитанную согласно срока полезного использования вещи, умножить на коэффициент ускоренной амортизации, значение которой равно от 1 до 3.

Для ускоренной амортизации предусмотрены некоторые ограничения.

В налоговом учете нужно применять правила, согласованные ст.259 НК РФ:

  1. П.7 ст.259: для амортизируемых объектов, являющиеся предметом финансовой аренды, налогоплательщик может применять специальный коэффициент, не превышающий трех. Но данное правило не распространяется на те средства, по которым амортизация исчисляется нелинейным способом;
  2. П.3 ст.259: налогоплательщик может применить линейный метод исчисления амортизации к следующим объектам: здание, сооружение, устройство, которые входят в 8 или 9 группы амортизации, независимо от того, когда они были введены в эксплуатацию.

Применение

Рассмотрим пример, как наглядно выглядят бухгалтерские проводки.

К примеру, вся сумма по платежам лизинга составляет 375 тысяч рублей. Сумма, которую фирма отчисляет каждый месяц, равна 12 500 рублей без учета НДС.

Бухгалтер обязан сделать такую запись после оформления договора лизинга и поставки товара:

  • Дебет 001 (Арендованные основные средства): 375 000 – в лизинг получен станок.

Последующие месяцы бухгалтер делает следующие записи:

  • Дебет 20, Кредит 76: 12 500 – начисление ежемесячного платежа (при этом начисление происходит без применения ПБУ 18/02, так как сумма налогового расхода совпадает с суммой бухгалтерского расхода);
  • Дебет 19, Кредит 76: 2 250 – принят к учету вычет НДС по платежу;
  • Дебет 68, Кредит 19: 2 250 – предъявлен к вычету НДС;
  • Дебет 76, Кредит 51: 14 750 – оплата платежа.

Итак, само определение лизинга многим компаниям знакомо и понятно, но и знающий бухгалтер сможет разобраться со всеми проводками и нюансами, возникающими в ходе заключения договора лизинга.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • Москва и Область -
    • Санкт-Петербург и область -
    • Регионы -

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

  Категории:
Написать комментарий

Нет комментариев

Пока тут нет комментариев!

Вы можете первым оставить комментарий.

Добавить комментарий

Ваши данные будут в безопасности! Ваш электронный адрес не будет опубликован. Кроме того, другие данные не будут переданы третьим лицам.