Как получить займ учредителю от ООО

При возникновении срочной нужды в финансах учредителю общества не обязательно обращаться в банковское учреждение – кредит дорог и не всегда банк готов его выдать. Существует возможность взять деньги у собственной компании путем оформления договора займа.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

(Москва)

(Санкт-Петербург)

(Регионы)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Что это такое?

Договор займа между учредителем и ООО – это стандартный договор займа между физическим и юридическим лицом (статья 807 ГК РФ). Предметом такой сделки может быть не только денежная сумма, в том числе иностранная валюта, но и материальные ценности.

Данную процедуру нельзя назвать разновидностью получения денег из бизнеса, поскольку они подлежат возврату.

Подобные сделки имеют ряд нюансов с налоговой точки зрения и особенности, которые следует учесть. Далее в статье подробно рассказывается обо всех «подводных камнях» вопроса и о наиболее выгодных договорных условиях для минимизации налогового бремени.

Способы получения денег от ООО

Учредитель является одним из собственников бизнеса, то есть деньги общества – это его деньги в том проценте, которым он участвует в уставном капитале. Но закон запрещает просто снять деньги с расчетного счета фирмы или взять из кассы для личного пользования.

Существуют законные методы взять деньги в собственном ООО:

  1. Исчислить и получить дивиденды;
  2. Получить деньги под отчет;
  3. Оформить договор займа.

Дивиденды распределяются в определенные периоды, кроме того, их может быть недостаточно.

Под отчет

Получение денег под отчет может быть применено только в том случае, когда учредитель является в то же время сотрудником этой компании. Это довольно распространенная практика и собственники нередко занимают должность директора и прочие руководящие должности.

Сумма, данная под отчет, должна быть истрачена исключительно на нужды ООО и только на ограниченный срок. По итогам этого срока нужно отчитаться, куда пошли деньги, предоставив чеки, квитанции или акты выполненных работ с учетом требования о целевом использовании.

В противном случае налоговый инспектор сделает вывод, что денежные средства были взяты на свои нужды. С них обязательно нужно будет уплатить налог в размере 13%.

Заем

Если фирма респектабельна, то она в состоянии оказать собственнику материальную помощь в виде ссуды на условиях возвратности.

Отличие от взятия суммы под  отчет в том, что ссудные средства нецелевые – собственник вправе пользоваться ими на свое усмотрение.

Видео: Как правильно

Как получить заем учредителю от ООО

Возможность получения займа у собственной компании не противоречит действующему законодательству. Любые физические и юридические лица могут заключать такой договор на тех условиях, которые устраивают обе стороны. Оформление происходит в произвольной письменно форме – строгого формата ссудного документа не существует.

Как получить заем учредителю от ООО:

  1. Определить предмет сделки – денежные средства или материальные ценности;
  2. Оговорить условия сделки: сумма, проценты, срок, условия выдачи и график возврата;
  3. Составить письменный договор;
  4. Получение денег учредителем;
  5. Возврат денег по условленному графику.

Цели, на которые могут быть потрачены занятые средства, любые, если другое не будет прописано в соглашении.

Валюта

При выборе валюты сделки рекомендуется остановиться на рублях. Причина в том, что колебания курса доллара (евро) может породить материальную выгоду, а вместе с ней и налоговую волокиту. Но в любом случае иностранная валюта может быть использована также.

Сроки

Можно не указывать в договорных документах срок, на которые была выдана ссуда. Это не обязательно, но закон гласит, что должник обязан рассчитаться с заимодавцем в течение 30 дней с момента, как тот потребовал этого. Лучше, когда четко будет прописан график возврата заемных средств.

Подписанный договор можно постоянно продлевать, увеличивая срок для возврата или делая его практически «безвозвратным», не нарушая при этом действующего законодательства.

Проценты

Как правило, собственник выбирает одолжить деньги у своей компании по той причине, что кредит в банке стоит более чем 20% за год (с учетом всех скрытых % даже более).

Соглашения между обществом и учредителем чаще всего беспроцентные или с символической ставкой. Очень важно четко прописать этот пункт, иначе договор автоматически будет считаться процентным – по ставке рефинансирования Центробанка (п. 1 ст. 809 ГК РФ).

Беспроцентный заем не должен превышать 50 МРОТ, будь он в деньгах или материальных ценностях.

Особые случаи

Нередко бывает, что директор ООО, который должен подписывать следку и заемщик являются одним лицом.

В таком случае может возникнуть две проблемы:

  • лишнее внимание от налоговиков;
  • проблемы при невозврате долга.

Подобный договор, где заемщик и подписант от юрлица одно и тоже лицо, может быть признан недействительным. В качестве альтернативы стоит уполномочить подписывать документы, к примеру, главного бухгалтера.

Для этой цели на него оформляется доверенность, которая должна быть приложена к основному пакету документов по ссуде.

Налоговые последствия ссуды

В случае получения займа в ООО собственник, который выступает заемщиком, должен уплатить налог.

Необходимость в налоговых отчислениях возникают в следующем случае:

  • если деньги (вещи) заняты под 0%;
  • если процент низкий – менее 2/3 ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Основание для налогообложения – взятие денег в долг под 0% (или по мизерной ставке) расценивается как получение материальной выгоды. Материальная выгода составляет тот процент, который заемщик не платит за пользование заемными средствами.

База для налогообложения совсем небольшая – 2/3 от ставки рефинансирования (около 8-9% от суммы). А применяемая ставка будет 35% согласно последним изменениям от 1 января 2020 года (статья 224 НК РФ).

Формула для расчета налоговых потерь:

Налог = Сумма заемных денег × 2/3 ставки рефинансирования × 35%.

Очевидно, что это намного меньший налог, чем 13% от всей суммы займа в случае взятия денег из ООО под отчет на личные нужды. Налоговым агентом может выступать само предприятие-заемщик. Налог удерживается напрямую с заработной платы собственника в том случае, если он работает в компании.

Как избежать уплаты налога

Специалисты отмечают, что намного выгодней оформить ссуду под небольшую ставку, нежели на беспроцентной основе.

Чтобы избежать налоговых отчислений, нужно прописать в договоре процентную ставку за пользование заемными деньгами в размере чуть выше 2/3 ставки рефинансирования ЦБ РФ (около 9%).

В таком случае компания, а не собственник будет уплачивать налог, так как проценты, полученные по договору займа считаются внереализационными доходами и увеличивают налогооблагаемую базу.

Образец

Несмотря на то, что по закону существует устный вариант договора займа, такой способ использовать нельзя.

Договор должен быть составлен в письменной форме по следующим причинам:

  • для отчета налоговой инспекции, по поводу вывода со счета денежной суммы;
  • для предупреждения возможных проблем в будущем при отказе в возврате долга.

Также должен быть в наличии протокол общего собрания, в котором имеются данные, что сделка одобрена участниками общества (статья 45 ФЗ об ООО №14-ФЗ).

Содержание

Строгой формы для составления подобного документа нет, но нужно включить все важные пункты.

Для оформления договора можно воспользоваться образцом – скачать.

Ключевые пункты договора займа:

  1. ФИО и паспортные данные заемщика (учредителя);
  2. Наименование и адрес организации-заимодавца;
  3. ФИО руководящего лица ООО;
  4. Сумма и предмет займа;
  5. Пункт о том, что деньги даются под нулевой процент (или указать ставку);
  6. Способ и срок выдачи денег заемщику;
  7. Сроки и график возврата;
  8. Пункт о штрафных санкциях при просрочке;
  9. Условия досрочного расторжения (полное погашение долга и т.д.);
  10. Приложения: акт передачи денежных средств, протокол общего собрания об одобрении сделки и график возврата;
  11. Наименование, адрес, телефон и реквизиты организации, ФИО, адрес, телефон заемщика;
  12. Дата и подписи сторон.

Рекомендуется также указывать время и место заключения сделки.

Бухгалтерские проводки

Важно правильно провести ссуду по бухгалтерии. Счета для этого: Дт 76(73) – Кт 50 (51).

Таблица. Бухгалтерские проводки — пример.

Дебет Кредит Описание операции Документ Заметка
73 50 Выданы денежные средства учредителю Расходный кассовый ордер  
73 91.1 Начисление процентов за пользование заемными деньгами от ООО Бух. справка Если ссуда с процентами
50 73 Возврат основного долга Приходный кассовый ордер  
50 73 Уплата начисленных процентов за пользование заемными деньгами от ООО Приходный кассовый ордер Если ссуда с процентами

Счет 73 применяется тогда, когда заемщик является сотрудником компании. Если он не работает в компании, то используется счет 76.

Получение ссуды у собственной фирмы является довольно распространенной практикой. У такого способа есть несколько очевидных достоинств: беспроцентность (малый процент), отсутствие проверок финансовой надежности перед выдачей и лояльный график возврата. В статье подробно описаны ключевые моменты оформления ссуды, а также налоговые вопросы.

  Категории:
Написать комментарий

Нет комментариев

Пока тут нет комментариев!

Вы можете первым оставить комментарий.

Добавить комментарий

Ваши данные будут в безопасности! Ваш электронный адрес не будет опубликован. Кроме того, другие данные не будут переданы третьим лицам.