Наша жизнь на каждом её этапе требует немалых денежных вложений. Бывают случаи, когда нет возможности обратиться за помощью к родственникам или друзьям, тогда на помощь приходят банки или различные микрофинансовые организации.
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:
(Москва)
(Санкт-Петербург)
(Регионы)
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Это быстро и БЕСПЛАТНО!
Многие заемщики и кредиторы интересуются, чем кредит отличается от займов, что такое бухгалтерский и налоговый учёт, и как его совершенствовать, а также как узнать все тонкости порядка учёта кредитов и займов.
Значение термина
Учет кредитов и займов – процедура, которая регулируется правилами бухучета. Цель получения денег может быть различной: покупка нового снабжения, обновление производства либо погашение прошлых долгов.
Порядок отражения кредитов и займов отличается зависимо от задачи, периода и условий получения кредита.
Виды
Кредит в широком смысле – система экономических отношений. Они возникают, когда одни лица предоставляют другим средства в денежной или имущественной форме на условии возврата. Чаще всего с необходимостью уплаты определенных процентов за пользование теми самыми средствами.
Основным фактором в этих отношениях и предоставляемой услуги кредитования – это взаимные интересы заёмщика и кредитора. Они выступают в качестве самостоятельных юридических лиц, которые гарантируют своевременное исполнение всех условий и требований, взаимно согласованных в договоре.
Чаще всего выделяют три этапа осуществления кредитования/предоставления займа:
- Получение средств заёмщиком
- Начисление процентов
- Погашение задолженности по кредиту/займу
Ключевая особенность кредита в том, что он выдается исключительно в денежном виде кредитным учреждением.
Займ может выдаваться коммерческой компанией в виде товаров и денег или ином другом. Для этого не требуется специальная лицензия. Ведется учет долгосрочных и краткосрочных крелдитов.
Заем – это один из видов движения средств, которое предоставляется заимодавцев/кредитором. Заёмщик/клиент обязан уплачивать определенный процент, который был обговорен в договоре.
Основные виды займов:
- Государственный – займ, который был предоставлен муниципальным либо федеральным институтом (имеющий страховые гарантии на государственном уровне). Заёмщиком может выступать юридическое либо гражданское лицо.
- Целевой – данный вид займа подразумевает использование предоставленных средств исключительно на определенные цели, обговоренные в договоре.
- Нецелевой – вид займа, который не ограничивает заёмщика в использовании выданных средств. Чаще всего, такой вид займа стоит на порядок дороже, нежели целевой.
Общепринятые условия договора о займе:
- Срок займа – отрезок времени, на которое предоставляется сумма. Обычно этот срок составляет 30 дней (в случае, если в договоре не был указан конкретный срок, будьте уверены, что вам предоставляют займ краткосрочного типа.) Сумма может быть возращена досрочно только в случае, если заимодавец даст согласие (беспроцентный вид)
- Указание точной суммы (либо кол-во переданного имущества)
- Указание процентной ставки. В случае, если она не указана, то ставка регулируется соответственно текущего места проживания заимодавца.
Бухгалтерский учёт кредитов и займов
Бухгалтерский учёт – сбор и обобщение информации о состоянии займов и кредитов, полученных частным лицом либо предприятием. Вся собранная информация должны быть документально оформлена.
Этот учёт регулируется ПБУ 15/2008 в соответствии с которым, в учёте должны отражаться такие факты:
- Основная сумма займа/кредита.
- Сумма расходов в займу/кредиту.
- Процентная ставка за пользование.
- Иные второстепенные расходы, которые имеют связь с обслуживанием кредита/займа.
Бухгалтерский учёт бывает по типам: по краткосрочным, и долгосрочным займам. В зависимости от этого формируются разные проводки.
Главной задачей бухучета есть формирование достоверных данных о деятельности компании, на основе которых стает возможным:
- Предупреждение негативных результатов деятельности компании.
- Выявление резервов обеспечения материальной устойчивости компании.
- Контроль соблюдения законов при осуществлении компанией основных действий.
- Контроль наличия и движения финансов.
План счетов предусматривает:
- Для расчетов краткосрочных займов нужно применять счет 66.
- Для долгосрочных – 67.
Видео: Лекция
Аудит
Аудит – это проверка, направленная на хозяйственно-экономическую и финансовую деятельность на предприятии, которая проводится независимыми специалистами этой области.
Виды аудита:
- Внешний. Этот вид подразумевает контроль с привлечением специалистов, для получения оценки. Важно учесть, что данные специалисты привлекаются «со стороны», чтобы независимо и объективно оценить объект.
- Внутренний. Это вид осуществляется собственными силами учреждения. Он обязателен, если хотите сохранять оперативный контроль. Главная цель данного вида аудита – защита интересов руководителей, рабочий, а также клиентов путем соблюдения сотрудниками законодательства, стандартов деятельности, а также законодательства.
- Обязательный. Данный аудит обязан проводиться на ежегодной основе. Проверка касается финансовой и бухгалтерской деятельности предприятия. Этот вид проводится исключительно независимыми аудиторскими компаниями.
- Инициативный или «добровольный». Данный вид проводится по решению учредителей предприятия либо его руководства. Цель – выявление недостатков и неточностей в составлении отчетности, бухгалтерской деятельности, а также проанализировать финансовое состояние субъекта и помочь ему предпринять необходимые действия по устранению недостатков.
Нормативное регулирование
Регулирование бухгалтерской деятельности в территории Российской Федерации осуществляется благодаря сформированной четырехуровневой системой:
- 1 – Законодательный уровень. Указы Президента, постановления правительства, а также федеральные законы.
- 2 – Нормативный уровень – уровень, который опирается на стандарты бухгалтерского учёта ( в них перечислены ряд правил и принципов в ведению бухгалтерской деятельности)
- 3 – Методологический уровень – рекомендации и указания по ведению бухгалтерского учёта. Данная инструкция была рассмотренная и принята Министерством Финансов РФ, а так же исполнительной власти на федеральном уровне.
- 4 — Документы распорядительно-организационного плана, которые формируют и регулируют учётную политику учреждения, которые были разработаны самим учреждением. Этими документами являются инструкции, распоряжения, а также приказы, которые относятся к бухгалтерской деятельности данного предприятия.
Учет задолженности
Учёт земных средств в виде займов и кредитов на территории РФ регулируется положение по бухгалтерскому учету «Учет кредитов и займов, а также затраты по облуживанию». Однако данный учёт не влияет к договорам государственного займа, а также к беспроцентным договорам.
Кредиты, не погашенные своевременно, учитываются отдельно от текущей ссудной задолженности.
Схему учёта в бухгалтерской деятельности данных операций отражают проводки:
- На сумму основного долго по представленному займу добавляется заметка:
- Дебет 458 «Просроченная задолженность текущего кредита, а также прочих размещенных средств».
- Не полученные в срок проценты отражаются так:
- Дебет 459 «Просроченные проценты по предоставленному кредиту/займу».
- Кредит 48428 «Требование организации (банка) по получению просроченных процентов.
Расходы
Так как большинство расходов в процессе деятельности предприятий относятся к внереализационным расходом, следовательно, они должны учитываться в налоговом учёте организаций. Порядок этого учёта, а также начисления процентов регламентируется 42 главой Гражданского Кодекса ПБУ/2008.
С 2015 года налоговый учёт потерпел большие перемены; и теперь они позволяют учитывать всю сумму начисленных процентов.
Составляющие системы налогообложения
Составляющие | ОСН (метод причисления) | УСН (кассовый метод) |
Получение займа | Займы и беспроцентные кредиты не считаются доходом | Не доход |
Выплата долга | Признаются расходом в налоговом учете на дату выплаты денег и конечное число каждого месяца их применения | Признаются расходом на дату выплаты |
Проценты | Полностью признаются расходом за исключением ситуаций, когда проводятся контролируемые операции |
Методы совершенствования
Одним из основных способов по совершенствованию учёта является его автоматизация и механизация. В настоящее время много предприятий и организаций действуют по практике автоматизации.
Автоматизированная обработка данных строится на следующих принципах:
- Получение своевременной и результативной информации в разрезах.
- Перенос данных в электронную форму, с целью их более надежного хранения и обработки
- Формирование на автоматическом уровне учётных регистров на основе использованной справочной информации
- Формирование отчетной и результатной информации. А также обработка этой информации
Однако самый эффективный метод совершенствования учёта является повышение его аналитичности, оперативности, а также точности.
Такие методы подразумевают исключение следующих недостатков:
- Ручная обработка данных
- Отсутствие навыков создания спланированной и корректной информационной базы
- Отсутствие навыков для планирования и управлением имуществом и обязательствами учреждения
ПБУ
ПБУ – стандарты бухучета, которые применяются в России. Регламентируют порядок учета активов, обязательств и действий в хозяйственной работе. Обязательно следует соблюдать рекомендации и запросы в процессе написания бух. отчетности.
Требования:
- Наличие двойной записи
- Разработанный рабочий план счетов
- Документирование должно происходить исключительно на русском языке
- Учёт расходов должен происходить в национальной валюте (рублях)
- Наличие сформированной учётной политики
Учётная политика обязательно должна быть рациональной, объективной, полной, а также непротиворечивой. Следует помнить, что все бухгалтерские учёты основываются на первичных учётных документы.
Данные документы должны иметь отражение следующих фактов:
- Наименование
- Дату составления документа
- Содержание, а также измерение хозяйственных операций в денежном/натуральном выражении
- Наименование лиц, ответственных за оформление учёта, а также ведения хозяйственных операций
- Личные подписи указанных лиц
Для составления полного и объективного бухгалтерского/налогового учёта, следует не закрывать глаза на следующие действия:
- Обеспечить инвентаризацию и оценку обязательств и имущества
- Наличие первичного учётного документа
- Обеспечить своевременный и корректный учёт всех возможных хозяйственных операций
- Учитывать раздельно затраты на производство и капитальные вложения.
Порядок
Согласно ПБУ можно включать в состав дополнительных расходов затраты, которые направляются на:
- Оказание услуг юридического и консультационного вида.
- Совершением действий по копированию бумаг.
- Проведение нужных экспертиз.
- Плату налогов и сборов.
- Пользование услугами связи.
- Другие расходы, которые направляются на получение ссуды.

Как составить образец расписки займа между физическими лицами? Ответ по ссылке.
О займе от физического лица юридическому, подробнее тут.
При правильном ведении учета организация может показать настоящий размер долга. Это позволит руководителю принимать наиболее верное решения, касающиеся изменению размеров и условий ссуд.
Пока тут нет комментариев!
Вы можете первым оставить комментарий.