Подробно о возмещение УТС

Владельцы автомобилей, транспортное средство которых побывало в ДТП не по их вине, часто задают вопрос, как можно возместить причиненный вред. Даже принимая во внимание добросовестное использование авто, такой владелец понес ущерб, потому что в будущем такое авто на вторичном рынке будет продано значительно дешевле.

Вопрос возмещения УТС очень популярный, но, 90% пострадавших ДТП вряд ли ответят на вопрос, что собой представляет данная категория.

Что это такое?

Потеря товарной стоимости — это фактически возмещение виновником совершения ДТП убытков владельцу автомобиля.

Величина данного понятия — условная сумма снижения рыночной стоимости пострадавшей машины, восстановленной по нормативным требованиям после повреждения, если сравнивать ее с рыночной стоимостью подобного неповрежденного КТС.

Простыми словами это разница между стоимостью транспортного средства, побывавшего в ДТП (и позднее восстановленного) и аналогичного автомобиля, не являющегося участником аварий.

УТС имеет место быть, если:

  • после восстановления внешний вид автомобиля значительно ухудшился;
  • снизились параметры прочности кузова и других отдельных деталей, узлов, агрегатов;
  • защитное покрытие повреждено.

Начисление УТС возможно, если проводится ремонт отдельных деталей, либо их полная замена, что в итоге влияет на внешний вид транспортного средства, его эксплуатационные качества.

Если замена агрегатов никак не влияет на характеристики автомобиля, и они не нуждаются в покраске, УТС не начисляется.

Механизм возникновения

Возникновение потери такого характера связано с повреждением транспортного средства и необходимостью проведения восстановительных работ.

При этом могут быть повреждены лакокрасочное покрытие, элементы конструкции съемного и несъемного характера. Каждая из ситуаций имеет свои особенности.

При повреждении конструкции

Повреждение кузовных частей машины проявляется в их полном разрушении или в виде деформации. В результате таких влияний полностью изменяется структура материала и его технические свойства и характеристики. Как итог, ослабление конструкции в целом, снижение антикоррозийных свойств.

Еще одна причина УТС в таком случае – в ходе восстановительных работ на материалы оказывается воздействие инструментами для жестяно-сварочных работ, чтобы вернуть элементам исходные геометрические параметры.

Подобные работы изменяют структуру материала, делая ее менее прочной. Сварочные работы приводят к науглероживание металла, что является основной причиной быстрого разрушения подобного типа соединения.

Соответственно, УТС в подобном случае учитывает снижение стоимости автомобиля с объективной точки зрения, как ухудшение технических характеристик конструктивных материалов.

Повреждение лакокрасочного покрытия

Чтобы восстановить ЛКП, необходимо проводить частичную или полную окраску детали. Перед покраской оттенок подбирается с помощью компьютерной техники. В итоге нельзя отличить цвет заводской покраски и вновь окрашенную деталь.

Проблема заключается в том, что краска, которую использует автопроизводитель, и продукт, используемый специальными ремонтными станциями, отличается компонентным составом.

Кроме того, старое ЛКП уже неоднократно подвергалось воздействию атмосферных явлений, моющих средств, а вновь нанесенная краска нет. В итоге утрата цвета на разных участках транспортного средства будет происходить с разной интенсивностью, что потом станет разнотонном.

Таким образом, потери части товарной стоимости при такого рода повреждениях учитывают объективное снижение стоимости пострадавшего транспортного средства в результате ухудшения лакокрасочных характеристик.

Видео: Страховой советник

Возмещение УТС по ОСАГО

Данная процедура имеет свои особенности:

  1. Если страховщиком на протяжении 5 суток не было организовано и проведено соответствующую экспертизу, то пострадавший владелец автомобиля вправе сам ее заказать, а отчет предоставить страховой компании.
  2. По договору ОСАГО предусмотрено два варианты размера страховой суммы: 120 или 160 тысяч. Если данной суммы не достаточно для покрытия убытков, потерпевший имеет право обратиться к виновнику ДТП с соответствующими требованиями.
  3. Требовать возмещения утраты товарной стоимости можно в том случае, если страховая компания не выплачивает страхового возмещения, либо последнее рассчитывалось исключительно исходя из стоимости ремонтно-востановительных работ.
  4. Закон предоставляет потерпевшему взыскать УТС в судебном порядке. Подавать исковое заявление можно на основании независимого экспертного отчета, составленного на основе норм Методики. Подготавливать данный документ необходимо заранее, поскольку это даст возможность оперативного рассмотрения дела в суде, а соответственно и получения денежной компенсации.

В данном случае возмещение УТС стоит требовать исключительно для транспортных средств, возраст которых не превышает 5 лет, о показатель износа — 35%.

Для каждого транспортного средства сумма УТС индивидуальна, и зависит от стоимости автомобиля, количества необходимых для замены деталей.

По КАСКО

Если транспортное средство застраховано по договору КАСКО, его владелец также может рассчитывать возмещения величины потери товарной стоимости от страховой компании.

Чтобы воспользоваться данной возможностью, потерпевшему предварительно придется изучить правила страхования, согласно с которыми булл заключен договор страхования. Лучше, чтобы его изучил грамотный юрист.

Есть выход даже из ситуации, когда в договоре прописано, что утрата товарной стоимости не является страховым случаем, если ущерб нанесен в ходе эксплуатации транспортного средства. В таком случае у страховой компании можно требовать возмещения убытков, основываясь на том, что расходы на восстановление возникли вследствие ДТП, а не эксплуатации.

Второй вариант получения возмещения регламентирует ФЗ «Об организации страхового дела в РФ». Согласно данному нормативному акту, поскольку страховым случаем по договору КАСКО является ДТП, то ущерб, вызванный таковым подлежит возмещению страховщиком.

Когда и как начисляют?

УТС начисляется на все автомобили, кроме нескольких случаев.

При этом размер рассчитывают отдельно для двух категорий транспортных средств:

КатегорияУсловия
Автомобили отечественного производстване старше 3-х лет;

пробег – до 50 000 км;

износ – не выше 40%.

Иномаркине старше 5-ти лет;

пробег – не более 100 000 км;

износ – до 40%.

Размер утраченной товарной стоимости может достигать 20% от реального ущерба.

Не начисляются подобные убытки в следующих случаях:

  • сроки и интенсивный режим эксплуатации транспортного средства, что характеризируется превышением минимум в два раза показателя фактического над нормативным;
  • для грузовых автомобилей, прицепов, полуприцепов, автобусов срок использования превышает 3 года, мотоциклов – 5 лет;
  • ранее проводились работы по замене кузова, либо другие восстановительные работы;
  • проводилась замена отдельных составляющих, не требующих окраски и не влияющих на внешний вид автомобиля (стекло, фары, бамперы);
  • если транспорт ранее уже перекрашивали;
  • если коэффициент физического износа не отвечает требованиям Методики товароведческой экспертизы КТС.

Важно! Рассматриваемая категория возмещения убытков насчитывается и при других повреждениях, к которым привели неправомерные действия второй стороны.

Сумма утери может быть рассчитана исключительно экспертом с соответствующими правами на оценочную деятельность. УТС насчитывают индивидуально, либо вместе с размером материального ущерба. Правовая база для расчета – выше упомянутая методика.

Согласно данному нормативному акту, начисление потери товарной стоимости возможно только в случае, если для восстановления необходим ремонт или замена отдельных деталей, которые влияют на внешний вид, технические эксплуатационные характеристики машины. 

Если же в случае замена или ремонт таких агрегатов требуют покраски, то УТС начисляют только, если процесс также отразится на внешнем виде автомобиля. 

Кто возмещает?

Возмещение УТС полностью ложится на виновника ДТП. Страховые компании не берут на себя такой ответственности.

Владелец пострадавшего транспортного средства не вправе требовать учета изношенности, либо более низких цен на отдельные детали, если для ремонта используются компоненты уже новой модификации.

Это касается и случаев, когда определенные составляющие, необходимые для ремонта, уже сняты с производства, а взамен производитель предлагает новый модельный ряд по более высоким ценам.

В случае если на момент исполнения решения о возмещении вреда, цены компонентов или работ выросли, потерпевший из этих оснований может заявить дополнительные требования к лицу, ответственному за ущерб, если не было его вины в том, что ремонтные работы проводились уже после увеличения цен и тарифов.

Учитывая содержание изложенного, категория УТС поврежденных автомобилей возникает не вследствие проведения некачественных восстановительных работ, а в результате невозможности восстановления его до аварийного состояния.

  Категории:
Написать комментарий

Нет комментариев

Пока тут нет комментариев!

Вы можете первым оставить комментарий.

Добавить комментарий

Ваши данные будут в безопасности! Ваш электронный адрес не будет опубликован. Кроме того, другие данные не будут переданы третьим лицам.