Бухгалтерский и налоговый учет кредитов и займов

Наша жизнь на каждом её этапе требует немалых денежных вложений. Бывают случаи, когда нет возможности обратиться за помощью к родственникам или друзьям, тогда на помощь приходят банки или различные микрофинансовые организации.

Многие заемщики и кредиторы интересуются, чем кредит отличается от займов, что такое бухгалтерский и налоговый учёт, и как его совершенствовать, а также как узнать все тонкости порядка учёта кредитов и займов.

Значение термина

Учет кредитов и займов – процедура, которая регулируется правилами бухучета. Цель получения денег может быть различной: покупка нового снабжения, обновление производства либо погашение прошлых долгов.

Порядок отражения кредитов и займов отличается зависимо от задачи, периода и условий получения кредита.

Виды

Кредит в широком смысле – система экономических отношений. Они возникают, когда одни лица предоставляют другим средства в денежной или имущественной форме на условии возврата. Чаще всего с необходимостью уплаты определенных процентов за пользование теми самыми средствами.

 Основным фактором в этих отношениях и предоставляемой услуги кредитования – это взаимные интересы заёмщика и кредитора.  Они выступают в качестве самостоятельных юридических лиц, которые гарантируют своевременное исполнение всех условий и требований, взаимно согласованных в договоре.

Чаще всего выделяют три этапа осуществления кредитования/предоставления займа:

  • Получение средств заёмщиком
  • Начисление процентов
  • Погашение задолженности по кредиту/займу

Ключевая особенность кредита в том, что он выдается исключительно в денежном виде кредитным учреждением.

Займ может выдаваться коммерческой компанией в виде товаров и денег или ином другом. Для этого не требуется специальная лицензия. Ведется учет долгосрочных и краткосрочных крелдитов.

Заем  – это один из видов движения средств, которое предоставляется заимодавцев/кредитором. Заёмщик/клиент обязан уплачивать определенный процент, который был обговорен в договоре.

Основные виды займов:

  • Государственный – займ, который был предоставлен муниципальным либо федеральным институтом (имеющий страховые гарантии на государственном уровне). Заёмщиком может выступать юридическое либо гражданское лицо.
  • Целевой – данный вид займа подразумевает использование предоставленных средств исключительно на определенные цели, обговоренные в договоре.
  • Нецелевой – вид займа, который не ограничивает заёмщика в использовании выданных средств. Чаще всего, такой вид займа стоит на порядок дороже, нежели целевой.

Общепринятые условия договора о займе:

  • Срок займа – отрезок времени, на которое предоставляется сумма. Обычно этот срок составляет 30 дней (в случае, если в договоре не был указан конкретный срок, будьте уверены, что вам предоставляют займ краткосрочного типа.) Сумма может быть возращена досрочно только в случае, если заимодавец даст согласие (беспроцентный вид)
  • Указание точной суммы (либо кол-во переданного имущества)
  • Указание процентной ставки. В случае, если она не указана, то ставка регулируется соответственно текущего места проживания заимодавца.

Бухгалтерский учёт кредитов и займов

Бухгалтерский учёт – сбор и обобщение информации о состоянии займов и кредитов, полученных частным лицом либо предприятием. Вся собранная информация должны быть документально оформлена.

Этот учёт регулируется ПБУ 15/2008 в соответствии с которым, в учёте должны отражаться такие факты:

  • Основная сумма займа/кредита.
  • Сумма расходов в займу/кредиту.
  • Процентная ставка за пользование.
  • Иные второстепенные расходы, которые имеют связь с обслуживанием кредита/займа.

Бухгалтерский учёт бывает  по типам: по краткосрочным, и долгосрочным займам. В зависимости от этого формируются разные проводки.

Главной задачей бухучета есть формирование достоверных данных о деятельности компании, на основе которых стает возможным:

  • Предупреждение негативных результатов деятельности компании.
  • Выявление резервов обеспечения материальной устойчивости компании.
  • Контроль соблюдения законов при осуществлении компанией основных действий.
  • Контроль наличия и движения финансов.

План счетов предусматривает:

  • Для расчетов краткосрочных займов нужно применять счет 66.
  • Для долгосрочных – 67.

Видео: Лекция

Аудит

Аудит – это проверка, направленная на хозяйственно-экономическую и финансовую деятельность на предприятии, которая проводится независимыми специалистами этой области.

Виды аудита:

  • Внешний. Этот вид подразумевает контроль с привлечением специалистов, для получения оценки. Важно учесть, что данные специалисты привлекаются «со стороны», чтобы независимо и объективно оценить объект.
  • Внутренний. Это вид осуществляется собственными силами учреждения. Он обязателен, если хотите сохранять оперативный контроль. Главная цель данного вида аудита – защита интересов руководителей, рабочий, а также клиентов путем соблюдения сотрудниками законодательства, стандартов деятельности, а также законодательства.
  • Обязательный. Данный аудит обязан проводиться на ежегодной основе. Проверка касается финансовой и бухгалтерской деятельности предприятия. Этот вид проводится исключительно независимыми аудиторскими компаниями.
  • Инициативный или «добровольный». Данный вид проводится по решению учредителей предприятия либо его руководства. Цель – выявление недостатков и неточностей в составлении отчетности, бухгалтерской деятельности, а также проанализировать финансовое состояние субъекта и помочь ему предпринять необходимые действия по устранению недостатков.

Нормативное регулирование

Регулирование бухгалтерской деятельности в территории Российской Федерации осуществляется благодаря сформированной четырехуровневой системой:

  • 1 – Законодательный уровень. Указы Президента, постановления правительства, а также федеральные законы.
  • 2 – Нормативный уровень – уровень, который опирается на стандарты бухгалтерского учёта ( в них перечислены ряд правил и принципов в ведению бухгалтерской деятельности)
  • 3 – Методологический уровень – рекомендации и указания по ведению бухгалтерского учёта. Данная инструкция была рассмотренная и принята Министерством Финансов РФ, а так же исполнительной власти на федеральном уровне.
  • 4 — Документы распорядительно-организационного плана, которые формируют и регулируют учётную политику учреждения, которые были разработаны самим учреждением. Этими документами являются инструкции, распоряжения, а также приказы, которые относятся к бухгалтерской деятельности данного предприятия.

Учет задолженности

Учёт земных средств в виде займов и кредитов на территории РФ регулируется положение по бухгалтерскому учету «Учет кредитов и займов, а также затраты по облуживанию». Однако данный учёт не влияет к договорам государственного займа, а также к беспроцентным договорам.

Кредиты, не погашенные своевременно, учитываются отдельно от текущей ссудной задолженности.

Схему учёта в бухгалтерской деятельности данных операций отражают проводки:

  • На сумму основного долго по представленному займу добавляется заметка:
  1. Дебет 458 «Просроченная задолженность текущего кредита, а также прочих размещенных средств».
  • Не полученные в срок проценты отражаются так:
  1. Дебет 459 «Просроченные проценты по предоставленному кредиту/займу».
  2. Кредит 48428 «Требование организации (банка) по получению просроченных процентов.

Расходы

Так как большинство расходов  в процессе деятельности предприятий относятся к внереализационным расходом, следовательно, они должны учитываться в налоговом учёте организаций. Порядок этого учёта, а также начисления процентов регламентируется 42 главой Гражданского Кодекса ПБУ/2008.

С 2015 года налоговый учёт потерпел большие перемены; и теперь они позволяют учитывать всю сумму начисленных процентов.

Составляющие системы налогообложения

СоставляющиеОСН (метод причисления)УСН (кассовый метод)
Получение займаЗаймы и беспроцентные кредиты не считаются доходомНе доход
Выплата долгаПризнаются расходом в налоговом учете на дату выплаты денег и конечное число каждого месяца их примененияПризнаются расходом на дату выплаты
ПроцентыПолностью признаются расходом за исключением ситуаций, когда проводятся контролируемые операции

Методы совершенствования

Одним из основных способов по совершенствованию учёта является его автоматизация и механизация. В настоящее время много предприятий и организаций действуют по практике автоматизации.

Автоматизированная обработка данных строится на следующих принципах:

  • Получение своевременной и результативной информации в разрезах.
  • Перенос данных в электронную форму, с целью их более надежного хранения и обработки
  • Формирование на автоматическом уровне учётных регистров на основе использованной справочной информации
  • Формирование отчетной и результатной информации. А также обработка этой информации

Однако самый эффективный метод совершенствования учёта является повышение его аналитичности, оперативности, а также точности

Такие методы подразумевают исключение следующих недостатков:

  • Ручная обработка данных
  • Отсутствие навыков создания спланированной и корректной информационной базы
  • Отсутствие навыков для планирования и управлением имуществом и обязательствами учреждения

ПБУ

ПБУ – стандарты бухучета, которые применяются в России. Регламентируют порядок учета активов, обязательств и действий в хозяйственной работе. Обязательно следует соблюдать рекомендации и запросы в процессе написания бух. отчетности.

Требования:

  • Наличие двойной записи
  • Разработанный рабочий план счетов
  • Документирование должно происходить исключительно на русском языке
  • Учёт расходов должен происходить в национальной валюте (рублях)
  • Наличие сформированной учётной политики

Учётная политика обязательно должна быть рациональной, объективной, полной, а также непротиворечивой. Следует помнить, что все бухгалтерские учёты основываются на первичных учётных документы.

Данные документы должны иметь отражение следующих фактов:

  • Наименование
  • Дату составления документа
  • Содержание, а также измерение хозяйственных операций в денежном/натуральном выражении
  • Наименование лиц, ответственных за оформление учёта, а также ведения хозяйственных операций
  • Личные подписи указанных лиц

Для составления полного и объективного бухгалтерского/налогового учёта, следует не закрывать глаза на следующие действия:

  • Обеспечить инвентаризацию и оценку обязательств и имущества
  • Наличие первичного учётного документа
  • Обеспечить своевременный и корректный учёт всех возможных хозяйственных операций
  • Учитывать раздельно затраты на производство и капитальные вложения.

Порядок

Согласно ПБУ можно включать в состав дополнительных расходов затраты, которые направляются на:

  • Оказание услуг юридического и консультационного вида.
  • Совершением действий по копированию бумаг.
  • Проведение нужных экспертиз.
  • Плату налогов и сборов.
  • Пользование услугами связи.
  • Другие расходы, которые направляются на получение ссуды.

При правильном ведении учета организация может показать настоящий размер долга. Это позволит руководителю принимать наиболее верное решения, касающиеся изменению размеров и условий ссуд.

  Категории:
Написать комментарий

Нет комментариев

Пока тут нет комментариев!

Вы можете первым оставить комментарий.

Добавить комментарий

Ваши данные будут в безопасности! Ваш электронный адрес не будет опубликован. Кроме того, другие данные не будут переданы третьим лицам.