Предсудебная претензия должнику образец

Если вы считаете, что ваши права нарушены, и нарушитель должен либо прекратить неправомерные действия, либо возместить причиненный ущерб, то не спешите обращаться в суд. Попробуйте урегулировать спор в претензионном порядке: направьте нарушителю претензию.

Основное преимущество претензии в том, что с её помощью возникшие проблемы можно решить гораздо дешевле и быстрее, чем через судебную тяжбу.

Что это такое

Претензия – официальный документ, которым могут обменивать стороны гражданских или хозяйственных правоотношений в случае возникновения спора. В претензии одна сторона – заявитель, требует от второй стороны – должника, прекратить действия или бездействия, в результате которых нарушаются законные права и интересы заявителя, а также требования возместить причиненный таким нарушением материальный и моральный ущерб.

Заявитель, который считает, что его интересы нарушены, должен самостоятельно составить и направить свою претензию должнику. Никакие государственные или муниципальные организации к этому процессу не привлекаются.

В случае необходимости правовую помощь при составлении претензии может оказать адвокат или квалифицированный юрист.

Характеристика претензии:

  • письменный документ;
  • составляется при наличии спорной ситуации между сторонами правоотношения;
  • направляется стороной самостоятельно;
  • содержит требование о прекращении нарушения прав и интересов заявителя.

Цель претензии – возможность урегулировать возникшие разногласия без вмешательства судебной инстанции. Именно поэтому данный документ и называется – предсудебная претензия. Если направленное заявителем письменное требование не соответствует указанному формату, то такое обращение нельзя назвать предсудебной претензией.

Образец предсудебной претензии должнику

В связи с тем, что гражданские и хозяйственные правоотношения очень разнообразны, разработать один образец предсудебной претензии должнику на все случаи жизни невозможно. Вернее можно, но это будет очень неинформативный образец.

Чтобы сформировать своё представление о том, что такое претензия и какие сведения в неё должны быть включены, можно воспользоваться вот этим образцом.

Образец подходит для тех случаев, когда должник, занявший деньги, не возвращает сумму займа в срок, предусмотренный договором ссуды (или распиской).

Обязательность

Всегда ли должна составляться предсудебная претензия или стороны могут обойтись без неё? Законодатель обязывает участников гражданских и хозяйственных правоотношений подавать досудебные претензии только в тех случаях, когда такой порядок прямо предусмотрен в договоре между этими сторонами.

Претензия подается в обязательном порядке в том случае, если соблюдаются все перечисленные условия:

  • между сторонами есть письменный договор (расписка);
  • одна из сторон нарушила один из пунктов указанного договора;
  • в договоре содержится пункт, согласно которому стороны обязаны при возникновении спора попытаться его урегулировать в досудебном порядке (направить претензию).

Если нет письменного договора, или он есть, но в нем нет досудебного порядка урегулирования спора, или же если спор не касается исполнения того договора, в котором порядок направления претензий предусмотрен, то сторона имеет право подать претензию нарушителю. Имеет право, но не обязательство.

Исходя из того, что договаривающиеся стороны очень редко предусматривают в договоре обязательность подачи предсудебных претензий, то чаще всего претензия – попытка лица, права которого нарушены, мирно и быстро урегулировать возникшие разногласия с нарушителем.

Требования

Если в вашем договоре всё-таки есть условие, обязывающее стороны начинать урегулирование спорных вопросов с подачи досудебной претензии, то вы должны очень внимательно отнестись к тексту и форме этого документа.

Основные требования:

  • указание точного наименования и почтовых реквизитов получателя;
  • документ должен называться «Претензия»;
  • в тексте должна быть информация о том, по какому договору возник спор, какой пункт договора нарушен, какой вред причинен заявителю;
  • если ущерб рассчитан в денежном выражении, то в претензии указывается расчет;
  • нарушителю должен быть дан срок на выполнение требований, указанных в претензии;
  • в заключительной части должен быть указан способ исполнения (если должник должен перечислить сумму денег, то должны быть указан расчетные реквизиты заявителя, по которым может быть сделан перевод);
  • дата, подпись и контактные данные отправителя претензии.

Если при формировании своих претензионных требований заявитель использовал те документы, которых нет, и не может быть, у другой стороны, тогда к тексту претензии прилагаются копии этих документов.

Обычно, если условиями договора предусмотрен досудебный порядок урегулирования спора, то стороны предусматривают: в какой срок должник, получивший претензию, должен на неё ответить. В том случае, когда в договоре такой срок не указан, то отправитель претензии самостоятельно определяет временные рамки рассмотрения претензии.

При этом в самом тексте документа должно быть указано, в какой срок получатель должен ответить. Обычно этот срок составляет около 10 рабочих дней.

Несоблюдение обязательных требований при составлении и оправке претензии даёт основание суду признать, что заявитель претензии нарушил порядок досудебного урегулирования спора.

Это обстоятельство может стать причиной неудач при судебных разбирательствах только в том случае, если договором определено, что досудебный порядок обязателен. Если же направить претензию — личная инициатива заявителя, то даже при несоблюдении формы претензии суд обязан будет рассматривать спор на основании поданных стороной документов.

Видео: Как правильно написать

Виды претензий

Законодатель не дает классификацию досудебных способов урегулирования споров поэтому, исходя из общих положений, можно определить, что претензии можно разделить:

  • по обязательности (обязательные и необязательные);
  • по кругу субъектов (физических и юридических лиц);
  • по характеру требований (материальные или нематериальные).

Если вы – физическое лицо и планируете направить претензию юридическому лицу, то должны руководствоваться теми правилами направления претензий которые указаны выше. Тоже касается и случаев претензионного обращения юридических лиц к физическим лицам.

Порядок направления

По общим правилам гражданского процесса, при отправке любого документа, который вторая сторона должна получить в рамках исполнения договора, отправителю необходимо позаботиться о том, чтобы у него остались письменные доказательства того, что должнику действительно был вручен документ, в данном случае – претензия.

Такими доказательствами могут быть:

  • собственноручная отметка должника или его доверенного лица (на основании официальной доверенности);
  • почтовая опись и квитанция об отправке конверта.

Показания свидетелей о том, что получателю действительна была вручена претензия, при рассмотрении дел судом не учитываются. Поэтому сохраняйте доказательства отправки претензии до момента окончания действия договора либо до урегулирования всех имеющихся спорных моментов по данному контракту.

Исполнение претензионных требований

Зачастую, получив претензию, должник старается всё-таки урегулировать возникшие разногласия и удовлетворить требования, выдвинутые отправителем претензии.

Нередки случаи, когда получатель претензии не придавал большого значения мелким погрешностям при выполнении своих договорных обязательств, либо вообще не обращал на них внимания, а, получив претензию, убедился в факте нарушений и согласился с требованиями кредитора. Такую возможность также не стоит сбрасывать со счетов.

Поэтому, для мирного урегулирования конфликта, в претензии всегда должен быть указан тот способ восстановления нарушенного права, который подходит заявителю претензии. И уже после согласования основных пунктов мирового соглашения, стороны запускают механизм устранения возникшего нарушения договора.

Если же получатель считает, что он не допускал нарушения, а требования заявителя беспочвенны, тогда заявитель имеет право обратиться в суд. Претензия в данном случае будет служить доказательством того, что заявитель пытался урегулировать конфликт, но у него не вышло.

Когда подавать

По общему правилу потерпевший может подать должнику претензию в течение трех лет с того момента, когда кредитор узнал о нарушении своих прав. Следует помнить, что направление претензии не останавливает течение срока исковой давности.

Если вы в течение трех лет направляли нарушителю претензии, но не обращались в суд за защитой своего нарушенного права, тогда при судебных разбирательствах, которые были инициированы по истечении трех лет, у суда будут основания применить срок исковой давности и отказать истцу в удовлетворении требований по причине пропуска срока исковой давности.

Претензия может быть действенным инструментом только в том случае, если она составлена и направлена в соответствии с основными требованиями гражданского процесса. Сторона, получившая грамотную и обоснованную претензию, вынуждена на неё отреагировать, направив письменный ответ. Если же претензия составлена с нарушениями, то, скорее всего, отправитель не дождется ни ответа на неё, ни активных действий со стороны должника, направленных на погашение долга.

  Категории:
Написать комментарий

Нет комментариев

Пока тут нет комментариев!

Вы можете первым оставить комментарий.

Добавить комментарий

Ваши данные будут в безопасности! Ваш электронный адрес не будет опубликован. Кроме того, другие данные не будут переданы третьим лицам.