Когда наступает безотзывность перевода денежных средств

Сложно себе даже представить, что когда-то перевод в буквальном смысле «шел» от лица, осуществившего платеж,  до адресата.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

+7 (499) 677-23-53 (Москва)

+7 (812) 507-63-03 (Санкт-Петербург)

8 (800) 775-65-04 (Регионы)

Это быстро и бесплатно!

По понятным причинам, в таких условиях гарантировать получение средств получателем, а тем более устанавливать какие-либо сроки выполнения операции, было достаточно проблематично.

Сегодня перевод денежных средств – это  операция, проведение которой проводится в строгом соответствии с законодательством, предусматривающем четкую процедуру приема, отправки и получения денег, а также сроки их зачисления.

Однако, даже сейчас, деньги не всегда доходят адресату. В этом случае возникает вопрос о возможности и сроках отмены платежа, а также, с какого момента наступает окончание возможности возврата денежных средств.

О переводах

Денежный перевод – это такая финансовая операция, в результате которой происходит перемещение денежных средств от одного лица к другому при посредничестве и согласно тарифов операторов платежных систем. 

Данные платежи производятся банками (или другими организациями, имеющими на то право) на основании соответствующих распоряжений клиентов на перевод денежных средств в пользу других частных лиц или организаций для оплаты товаров или услуг.

Денежные средства, переданные подобным образом, зачисляются на счет получателя или выдаются ему наличными на условиях и в сроки, установленные законодательством и правилами платежных систем.

Принимаются такие переводы как в наличной форме (клиент вносит деньги в кассу банка, например, для оплаты коммунальных услуг), так и в безналичной форме (стандартная ситуация – бухгалтер приносит платежки операционисту в отделение банка).

Если говорить об электронной форме – то под данную терминологию подпадают все виды платежей, предусматривающих самообслуживание клиентов (банкоматы, платежные терминалы, интернет-банки и прочее).

Существует множество платежных систем, предоставляющих свои услуги клиентам по переводу денежных средств как в пределах одной страны, так и при проведении внешних платежей. К основным отличиям таких систем стоит отнести используемое программное обеспечение, скорость и стоимость проведения операции, используемые валюты платежа и имеющееся покрытие.

На данный момент наиболее стремительно растет популярность переводов, которые осуществляются с помощью банковских карт, а именно «перевод с карты на карту». Сегодня отправить такой перевод можно как в отделении банка, так и сидя дома, используя онлайн сервисы выбранного финансового учреждения или платежной системы.

Однако, вне зависимости от вида перевода и оператора, по-прежнему происходят ситуации, требующие аннулирования платежа и возврата денежных средств отправителю в силу тех или иных причин.

Причины

К основным причинам отзыва переводов можно отнести два вида ошибочных платежей:

  • перевод зачислен не на тот счет, который указан в распоряжении (ошибка банка);
  • в распоряжении на перевод средств допущена ошибка в реквизитах получателя (ошибка отправителя).

Конечно, если ошибка в переводе допущена по вине банка (спорная транзакция), то после проверки и подтверждения факта ошибки по вине финансового учреждения банк сделает исправительную проводку и зачислит платеж верному адресату.

Однако, в большинстве случае ошибки все же происходят по вине самих клиентов. Причины банальны – недосмотрели и внесли ошибочные реквизиты в документы/либо неправильно ввели код в систему.

К банку предъявлять претензии, в общем-то, не совсем логично – формально, свои обязательства он выполнил, списав денежные средства с клиентского счета. В тоже время, готовность финансового учреждения решать вопрос постфактум далеко не всегда радует своей оперативностью, а зачастую носит и вовсе чисто формальный характер.

Вполне естественно, что у лица, осуществившего платеж, в подобной ситуации возникает вопрос – а можно ли вернуть деньги, и если да – то какая процедура возврата?

Да, действительно, вернуть деньги можно. Однако, процедура возврата для переводов, по которым момент безотзывности  наступил, намного сложнее. Поэтому, прежде всего, если подобная ситуация возникла, стоит безотлагательно обратиться в банк для отмены платежа (если это еще возможно).

В противном случае процесс возвращения денег будет иметь крайне длительный характер, который потребует от отправителя средств осуществления в том числе ряда судебных процедур. При этом, результат, по большей части, будет зависеть от готовности получателя средств добровольно вернуть деньги, полученных незаконным путем.

Что такое безотзывность перевода денежных средств

Законодательно требования к процедуре и срокам отказа от платежа закреплены в двух документах: Законе о платежной системе (далее — Закон №161-ФЗ) и Положении о правилах проведения переводов (далее — Положение №383-П).

Закон ФЗ-161 закрепляет право лица, осуществившего платеж, отозвать свое распоряжение до момента окончания возможности возврата средств плательщика в законном порядке при соблюдении условий договора с банком, через который проводился платеж.

Подобное правило содержится и в Положении №383-П, в котором предусмотрен отказ от проведения распоряжения плательщика до момента окончания возможности возврата средств по закону.

В соответствии с Законом №161-ФЗ безотзывность – это такое свойство операции по перечислению средств между адресатом и отправителем, которое  означает отсутствие или окончание возможности возврата денежных средств, перечисленных на основании распоряжения лица, осуществившего платеж, в определенный момент времени.

Другими словами, распоряжение лица, осуществившего платеж, может быть им отозвано до наступления момента безотзывности, который определяется исходя из вида денежных средств, используемых для перевода.

Итак, если перейти к конкретике, то определение момента безотзывности обычно требуется в таких ситуациях, когда:

  • распоряжение банком выполнено, т.е. средства со счета списаны, прошли через корреспондентский счет банка, но до адресата деньги так не дошли;
  • лицо, совершившее платеж, принимает решение отменить своё распоряжение, однако деньги банковской организацией со счёта уже списаны, а в некоторых случаях даже вышли за пределы банка.

Видео: Переводы внутри системы

Когда наступает

Момент наступления безотзывности перевода в соответствии с законодательством РФ устанавливается исходя из вида используемых денежных средств и наступает:

  • для безналичных операций – с момента снятия средств со счета лица, осуществившего платеж;
  • для операций без открытия счета –с момента передачи плательщиком наличных денег банку;
  • в случае использования электронных денег – условием безотзывности является одновременное исполнение банком следующих операций:
  • прием распоряжения от лица, осуществившего платеж;
  • списание средств со счета лица, отправившего деньги;
  • зачисление на счет адресата суммы перевода.

Следует иметь в виду, что в случае использования электронных денежных средств, работающих в автономном режиме, моментом возникновения безотзывности перевода является момент оплаты платежа через автономную систему.

Как можно отозвать платеж

Согласно Положения  №383-П отказ от проведения распоряжения проводится на основании заявления об отзыве (в электронном виде или на бумаге), представленного лицом, отправившим платеж, в банк.

Для отказа от проведения платежного поручения лицу, совершившему платеж, требуется обратиться в банк с заявлением, где указаны все реквизиты распоряжения для отмены: номер, дата, сумма, название организации.

Заявление подается в двух экземплярах — один остается в банке, другой образец с отметкой о принятии возвращается отправителю.

Обработка указанных заявлений проводится подобно документообороту заявлений на акцепт плательщика.

На рассмотрение заявления и предоставление ответа отправителю банку дается один день. При подготовке ответа банк указывает дату, (не)возможность отмены платежа, скрепляет ответ подписью и печатью ответственного лица банка.

Заявление об отзыве служит основанием для возврата (отмены) финансовым учреждением распоряжения.

Банк адресата средств осуществляет отказ от проведения распоряжения адресата средств путем направления в банк лицом, отправившим платеж, заявления об отзыве, составленного на основании заявления об отзыве адресата (в электронном или бумажной форме) с проставлением даты заявления, печати и подписей ответственного лица организации.

Отказ от проведения распоряжения, переданного с использованием электронного средства платежа, проводится лицом, отправившим платеж, посредством отмены операции с использованием электронного средства платежа.

Исходя из вышеуказанной процедуры, для возврата денежных средств, основанием является заявление об отзыве либо отмене операции.

Следует иметь в виду, что сроки возврата (отмены) неисполненных распоряжений финансовым учреждением определены законом и должны быть проведены не позже первого рабочего дня, следующего за днем, в который возникло основание для проведения операции, включая день получения заявления об отзыве.

В целом, ориентируясь на действующее законодательство, в случае необходимости клиент имеет право отозвать распоряжение  о перечислении средств до момента окончания возможности отказа от проведения платежа и, следовательно, получить возврат.

Однако, чтобы не потерять время и деньги, при проведении операции по переводу средств плательщика (особенно, когда платеж проводится лицом, отправившим платеж, самостоятельно или наличными).

Рекомендуем тщательно сверять все данные распоряжения о переводе денежных средств.

В тех случаях, когда платеж не зачислился адресату либо была обнаружена ошибка, рекомендуем незамедлительно обратиться в подразделение банка-лица, осуществившего платеж,  для урегулирования вопроса отмены платежа.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
  Категории:
Написать комментарий

Нет комментариев

Пока тут нет комментариев!

Вы можете первым оставить комментарий.

Добавить комментарий

Ваши данные будут в безопасности! Ваш электронный адрес не будет опубликован. Кроме того, другие данные не будут переданы третьим лицам.